ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ТРЕНЕРА (С.Казанцев)


В каждой профессии, а особенно связанной с работой с людьми, существуют морально-правовые нормы - моральный кодекс, а именно: принципы и правила поведения работника данной профессии. Есть такой кодекс у врачей, юристов, психологов. Приводимые здесь правила поведения тренера сформулированы на основе системного описания деятельности тренера. Обычно тренер работает по "договору с заказчиком", выполняя социальный заказ на подготовку спортсмена. Качество работы тренера заказчик оценивает по результатам спортсмена, показанным им в основных соревнованиях. Таким образом, тренер-заказчик-спортсмен-результаты, - все эти звенья взаимосвязаны, взаимообусловлены и система не может существовать хотя бы без одного звена.


ТРЕНЕР
В качестве тренера может выступать лицо, отвечающее следующим требованиям.
Тренер должен иметь образование, соответствующее его профессии и подтвержденное дипломом.
Тренер должен понимать задачи учебно-тренировочного процесса, быть компетентным в решении как чисто спортивных вопросов, так и нравственно-психологических проблем.
Тренер должен уметь контролировать себя, быть эмоционально-уравновешенным, общительным и тактичным. Тренер должен располагать своих учеников к доверительному отношению, но уметь при этом создавать и поддерживать рабочую обстановку.
Тренер несет ответственность за помощников, работающих с ним в бригаде, и привлеченных специалистов.


ЗАКАЗЧИК
В качестве заказчика выступают государственные органы управления физической культуры и спортом, администрации спортивных школ, коллективов физкультуры, спортивных клубов, а также спонсоры, родители детей и др. Заказчик должен отвечать следующим требованиям.
Заказчик должен уметь точно сформулировать задачи, которые он ставит перед тренером.
Заказчик должен уметь оценить результаты работы тренера в соответствии с поставленными перед ним задачами. Заказчик должен обеспечить тренера всеми необходимыми средствами для выполнения поставленных задач.


СПОРТСМЕН
В качестве спортсмена выступает лицо согласившееся добровольно и без принуждения участвовать в учебно-тренировочной процессе и сознающее свои возможности в свете поставленных перед ним задач. Спортсмен обязан информировать тренера о своем самочувствии и психологическом состоянии в процессе тренировочной деятельности.
Спортсмен должен доверять своему тренеру в выборе промежуточных целей и тренировочных средств для достижения запланированных результатов.


РЕЗУЛЬТАТ
Результат деятельности тренера оценивается количеством подготовленных спортсменов и качеством их подготовки, а именно, результатом их спортивной деятельности.
Результат спортивной деятельности объективно оценивается результатами, показанными в ответственных соревнованиях. Промежуточные результаты отражаются в выполнении спортсменами спортивных нормативов или тестовых заданий. Не вдаваясь в подробности анализа системного описания деятельности тренера, сформулируем некоторые, сделанные на основании такого анализа принципы и правила поведения тренера.

Правило взаимопонимания тренера и спортсмена. Тренер должен исходить из уважения личности. достоинства и прав человека, выступающего в роли его ученика.
Тренер должен исходить из своей обязанности защиты интересов и здоровья спортсмена.
Тренер должен сообщать спортсмену о целях и задачах учебно-тренировочного процесса и о конечных планируемых результатах.
Тренер должен избегать субъективизма, предвзятости по отношению к спортсмену в зависимости от информации, получаемой от других людей. Меры воспитательного характера должны быть понятны спортсмену.
Тренер должен прекратить тренировочные занятия и не допускать спортсмена к участию в соревнованиях, если спортсмен болен, или получить разрешение врача.

Правило адекватности тренировочных средств и применяемых методик. Применяемые средства и методики тренировок должны быть адекватны конкретным целям учебно-тренировочного процесса. Применяемые средства и методики тренировок должны быть адекватны виду спорта, уровню подготовленности спортсмена, полу, возрасту, конституционным особенностям спортсмена, состоянию его здоровья. Средства тренировки не должны представлять опасности для жизни и здоровья спортсмена. Применяемые методики не должны обострять социально-психологический климат в коллективе.


Принцип компетентности. Осведомленность плюс полномочия и права.


Правила общения тренера и спортсмена. Тренер должен владеть техникой психодиагностической беседы и уметь воздействовать на спортсмена. Тренер должен организовать пространство, время и условия работы в соответствии с конкретными целями учебно-тренировочного плана и поставленными задачами. Тренер должен вызывать симпатию, доверие, уважение у спортсменов и оставлять у них чувство удовлетворения от общения стренером.


Правило уведомленности заказчика о компетентности тренера. Тренер должен уведомить заказчика о пределах своей компетентности.


Правило беспристрастности тренера. Тренер должен знать границы своей компетентности и не браться за выполнение задач к решению которых он не готов. Тренер должен непрерывно совершенствовать свои знания, овладевать современными научными знаниями. Тренер должен систематически сотрудничать с коллегами.
Тренер должен быть осторожен при формулировании своих выводов в оценке спортсменов (как своих, так и чужих) и должен быть готов подтвердить свои выводы предоставлением первичных результатов.


Правило предоставления результатов заказчику. Тренер должен предоставить заказчику отчет о проделанной за определенное время работе или, по требованию заказчика, промежуточные результаты. Отчет о проделанной работе должен содержать только то, что было подтверждено результатами соревнований и тестов и их математической обработкой. Результаты должны быть обсуждены коллегами по работе (при наличии) и одобрены ими. Результаты должны быть представлены в терминах и единицах измерения, принятых в данном виде спорта, но доступных для понимания специалистами других профессий.