ПРИНЦИПЫ
И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ТРЕНЕРА (С.Казанцев)
В каждой профессии, а особенно связанной с работой с людьми, существуют
морально-правовые нормы - моральный кодекс, а именно: принципы и правила
поведения работника данной профессии. Есть такой кодекс у врачей, юристов,
психологов. Приводимые здесь правила поведения тренера сформулированы
на основе системного описания деятельности тренера. Обычно тренер работает
по "договору с заказчиком", выполняя социальный заказ на подготовку
спортсмена. Качество работы тренера заказчик оценивает по результатам
спортсмена, показанным им в основных соревнованиях. Таким образом, тренер-заказчик-спортсмен-результаты,
- все эти звенья взаимосвязаны, взаимообусловлены и система не может существовать
хотя бы без одного звена.
ТРЕНЕР
В качестве тренера может выступать лицо, отвечающее следующим требованиям.
Тренер должен иметь образование, соответствующее его профессии и подтвержденное
дипломом.
Тренер должен понимать задачи учебно-тренировочного процесса, быть компетентным
в решении как чисто спортивных вопросов, так и нравственно-психологических
проблем.
Тренер должен уметь контролировать себя, быть эмоционально-уравновешенным,
общительным и тактичным. Тренер должен располагать своих учеников к доверительному
отношению, но уметь при этом создавать и поддерживать рабочую обстановку.
Тренер несет ответственность за помощников, работающих с ним в бригаде,
и привлеченных специалистов.
ЗАКАЗЧИК
В качестве заказчика выступают государственные органы управления физической
культуры и спортом, администрации спортивных школ, коллективов физкультуры,
спортивных клубов, а также спонсоры, родители детей и др. Заказчик должен
отвечать следующим требованиям.
Заказчик должен уметь точно сформулировать задачи, которые он ставит перед
тренером.
Заказчик должен уметь оценить результаты работы тренера в соответствии
с поставленными перед ним задачами. Заказчик должен обеспечить тренера
всеми необходимыми средствами для выполнения поставленных задач.
СПОРТСМЕН
В качестве спортсмена выступает лицо согласившееся добровольно и без принуждения
участвовать в учебно-тренировочной процессе и сознающее свои возможности
в свете поставленных перед ним задач. Спортсмен обязан информировать тренера
о своем самочувствии и психологическом состоянии в процессе тренировочной
деятельности.
Спортсмен должен доверять своему тренеру в выборе промежуточных целей
и тренировочных средств для достижения запланированных результатов.
РЕЗУЛЬТАТ
Результат деятельности тренера оценивается количеством подготовленных
спортсменов и качеством их подготовки, а именно, результатом их спортивной
деятельности.
Результат спортивной деятельности объективно оценивается результатами,
показанными в ответственных соревнованиях. Промежуточные результаты отражаются
в выполнении спортсменами спортивных нормативов или тестовых заданий.
Не вдаваясь в подробности анализа системного описания деятельности тренера,
сформулируем некоторые, сделанные на основании такого анализа принципы
и правила поведения тренера.
Правило
взаимопонимания тренера и спортсмена. Тренер должен исходить из уважения
личности. достоинства и прав человека, выступающего в роли его ученика.
Тренер должен исходить из своей обязанности защиты интересов и здоровья
спортсмена.
Тренер должен сообщать спортсмену о целях и задачах учебно-тренировочного
процесса и о конечных планируемых результатах.
Тренер должен избегать субъективизма, предвзятости по отношению к спортсмену
в зависимости от информации, получаемой от других людей. Меры воспитательного
характера должны быть понятны спортсмену.
Тренер должен прекратить тренировочные занятия и не допускать спортсмена
к участию в соревнованиях, если спортсмен болен, или получить разрешение
врача.
Правило
адекватности тренировочных средств и применяемых методик. Применяемые
средства и методики тренировок должны быть адекватны конкретным целям
учебно-тренировочного процесса. Применяемые средства и методики тренировок
должны быть адекватны виду спорта, уровню подготовленности спортсмена,
полу, возрасту, конституционным особенностям спортсмена, состоянию его
здоровья. Средства тренировки не должны представлять опасности для жизни
и здоровья спортсмена. Применяемые методики не должны обострять социально-психологический
климат в коллективе.
Принцип компетентности. Осведомленность плюс полномочия и права.
Правила общения тренера и спортсмена. Тренер должен владеть техникой
психодиагностической беседы и уметь воздействовать на спортсмена. Тренер
должен организовать пространство, время и условия работы в соответствии
с конкретными целями учебно-тренировочного плана и поставленными задачами.
Тренер должен вызывать симпатию, доверие, уважение у спортсменов и оставлять
у них чувство удовлетворения от общения стренером.
Правило уведомленности заказчика о компетентности тренера. Тренер
должен уведомить заказчика о пределах своей компетентности.
Правило беспристрастности тренера. Тренер должен знать границы
своей компетентности и не браться за выполнение задач к решению которых
он не готов. Тренер должен непрерывно совершенствовать свои знания, овладевать
современными научными знаниями. Тренер должен систематически сотрудничать
с коллегами.
Тренер должен быть осторожен при формулировании своих выводов в оценке
спортсменов (как своих, так и чужих) и должен быть готов подтвердить свои
выводы предоставлением первичных результатов.
Правило предоставления результатов заказчику. Тренер должен предоставить
заказчику отчет о проделанной за определенное время работе или, по требованию
заказчика, промежуточные результаты. Отчет о проделанной работе должен
содержать только то, что было подтверждено результатами соревнований и
тестов и их математической обработкой. Результаты должны быть обсуждены
коллегами по работе (при наличии) и одобрены ими. Результаты должны быть
представлены в терминах и единицах измерения, принятых в данном виде спорта,
но доступных для понимания специалистами других профессий.
|