Психологический
анализ трудностей, характерных для ориентирования на местности (C.А.Зубков.,
С.А.Леваковская)
"Под трудностями следует понимать трудные объективные условия выполнения
действия, нарушающие равновесие в протекании корковых нервных процессов"
(Г. М. Гагаева, 1969).
Начинающие ориентировщики, как правило, не имеют правильного представления
о трудностях ориентирования. У них возникают вопросы: "Что делать,
если я заблужусь? Что делать, если пойдет дождь?" и т. д. Им порой
кажется, что знание элементарных основ топографии и хорошая физическая
подготовка являются основными условиями достижения высокого результата.
Но это далеко не так.
В учебно-тренировочном процессе от спортсменов требуется выполнение большого
объема работы, связанной с высокой физической нагрузкой, со специфической
формой напряженной умственной деятельности, с изучением и совершенствованием
спортивной техники и тактики и т. д. Вместе с этим на соревнованиях ориентировщик
должен уметь преодолевать негативные предстартовые состояния, боязнь сбиться
с азимута или со счета шагов и потерять ориентировку, страх перед неожиданно
возникающими ситуациями, чувство дискомфорта в неблагоприятных метеорологических
условиях и т. д.
Для успешного преодоления трудностей в ориентировании на местности большое
значение имеет развитие волевых качеств спортсмена. Без мобилизации необходимых
физических и волевых качеств ориентировщик не сможет в процессе спортивной
деятельности эффективно решать стоящие перед ним задачи.
Трудности, возникающие у ориентировщиков в процессе спортивной деятельности,
могут быть разделены на три основные группы.
1. Трудности, связанные с необходимостью быстрой ориентировки и принятия
оперативного решения. Причинами их возникновения являются:
плохая физическая и теоретическая подготовка; плохая ориентировка, недостаточные
гибкость и быстрота мышления, низкая сосредоточенность внимания, плохое
запоминание и воспроизведение, чрезмерная нервная возбудимость и т. д.
Скорость передвижения ориентировщика на трассе зависит не только от его
физической, технической и тактической подготовки, но и от ряда других
факторов. При недостаточной тренированности памяти, особенно процессов
запоминания и воспроизведения определенных участков дистанции, которые
спортсмен должен еще преодолеть или уже прошел, значительно снижается
скорость прохождения всей трассы, так как спортсмену приходится очень
часто обращаться к чтению карты. В этом случае трудно рассчитывать на
успех. Так, после соревнований от спортсмена можно услышать: "Очень
часто останавливался, чтобы определить точку своего нахождения" или
"из-за остановок для чтения карты я потерял массу времени".
Следует отметить, что если в процессе обучения технике ориентирования
спортсмен будет игнорировать роль и значение чтения карты (в данном случае
заключающегося в запоминании и воспроизведении тех или иных ситуаций на
трассе), то этим он значительно затруднит совершенствование своей оперативной
памяти, и это обусловит появление ряда психологических трудностей, возникающих
при различных ситуациях на местности.
У тех спортсменов, которые, по их собственному выражению, "теряются"
на местности, не знают, "с чего начать", "не схватывают"
тактическую разновидность данного рельефа и в соответствии с этим пути
подхода к КП, процесс запоминания и воспроизведения ситуации совершается
без достаточно глубокого анализа и осмысливания ее. В этом случае задача
спортсменами решается механически; им трудно анализировать пути движения,
запоминать характер местоположения КП и ориентиров. Это происходит из-за
того, что знания у них непрочные, они чувствуют себя скованно, действуют
не совсем уверенно..
2. Трудности, связанные с постепенно нарастающим физическим утомлением.
В процессе соревнований выполнение упражнений в состоянии нарастающего
физического утомления требует от спортсмена больших волевых усилий. Спортсмену
приходится преодолевать возрастающее на большой скорости бега сопротивление
ветра, снега. Возникают затруднения в дыхании в связи с повышенным кислородным
запросом организма при интенсивной работе. Наступают определенные изменения
в протекании психических процессов, снижаются интенсивность и устойчивость
внимания, способность к произвольному распределению и переключению внимания
с одного ориентира или объекта на другой.
Утомленные спортсмены в процессе ориентирования выпускают из поля зрения
многие важнейшие стороны своей деятельности (счет шагов, наблюдение за
местностью и точным выбором пути движения, контроль направления и всевозможных
мелких "привязок" и пр.). Так, спортсмен 1 разряда Е. отмечает:
"Когда мне было очень тяжело бежать (на предпоследнем КП), я почувствовал,
что уже выполняю все свои действия как бы интуитивно, не сосредоточивая
свои мысли на тщательном их выполнении и контроле. В результате дополнительно
потерял 6 минут на поиск КП". Следовательно, внимание спортсмена
при наступлении трудностей становится все более непроизвольным в сосредоточивается
на преодолении самой трудности, возникающей на трассе.
У спортсменов, не умеющих произвольно управлять своим вниманием, при возникновении
трудностей оно направляется на какой-нибудь один объект; на то, чтобы
быстрее бежать, не сбиться с направления, войти в район КП, не потерять
ориентировку и т. д. В других случаях внимание спортсмена сосредоточивается
на слежении за местностью и направлением бега, но в то же время он уже
забывает следить за пройденным расстоянием, за своими тактическими действиями.
Например, мастер спорта Б. говорит: "Контроль счета пройденного расстояния
- вот слабая сторона моей подготовки при прохождении последней четверти
дистанции".
Другие, наоборот, пытаются следить за пройденным расстоянием и тактически
правильным выполнением приемов прохождения дистанции, забывая при этом
следить за местностью и направлением бега, и бывают удивлены, когда обнаруживают,
что потеряли ориентировку.
Таким образом, в процессе спортивного ориентирования внимание у ориентировщиков
распределяется по-разному. Очень часто возникают моменты, при которых
требуется напряженное устойчивое внимание, но под влиянием утомления оно
снижается. Высокая устойчивость, большая интенсивность внимания и быстрое
переключение внимания связаны с высокой подвижностью нервных процессов
возбуждения и торможения, которые могут заметно снижаться при утомлении.
З. Трудности, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями.
Наблюдения за внешними условиями соревнований показывают, что почти каждые
третьи соревнования т в неблагоприятных метеорологических условиях. В
силу этого спортсменам приходится преодолевать ряд дополнительных трудностей
при длительном воздействии высоких и низких температур, дождя, ветра,
мокрого снега и т. д.
Неблагоприятные изменения в состоянии организма, которые возникают под
воздействием отмеченных метеорологических условий, отражаются на деятельности
как первой, так и второй сигнальной систем, отрицательно влияя на работоспособность
спортсмена и в конечном счете на спортивный результат.
В связи с этим продуктивность поиска КП и, естественно, прохождения дистанции
ставится в прямую зависимость от тактического плана и специальных тактических
психологических приемов, которыми пользуется ориентировщик в тех или иных
погодных условиях.
Приемы и средства преодоления трудностей в ориентировании на местности.
Необходимым условием преодоления трудностей является планирование спортсменом
предстоящей деятельности в зависимости от уровня своей подготовленности,
информации о местности, карты, условий дистанции и поставленных задач.
Трудности во время прохождения дистанции ориентировщики преодолевают с
помощью волевых усилий, направленных на произвольную регуляцию своих действий.
Главным раздражителем при этом служит вторая сигнальная система, регулирующая
роль которой чаще всего выступает в виде самоприказов, самоубеждения.
Волевые усилия при утомлении потенцируются применением специальных приемов,
побуждающих к исполнению последующих действий и сосредоточению внимания.
Конкретные приемы и упражнения систематизировались на основе проведенных
экспериментальных исследований, обобщения опыта тренеров и спортсменов
высокой квалификации.
Для преодоления трудностей, связанных с необходимостью быстрой ориентировки
и принятия оперативного решения при выборе действий, необходимо:
1) проводить со спортсменами беседы, в которых анализировать тактическое
мастерство выдающихся ориентировщиков;
2) просматривать трассы с последующим анализом тактических вариантов и
выяснением конкретных отличий тактики сильнейших ориентировщиков от тактики
рядовых спортсменов;
3) проводить беседы о значении отдельных вариантов выбора пути движения
или повышения качества прохождения трассы;
4) систематически привлекать спортсменов к разработке и активному обсуждению
тактических планов прохождения предстоящих трасс;
5) поручать отдельным ориентировщикам разработку различных вариантов выбора
пути движения, которые они должны доложить всему коллективу спортсменов;
6) во время разбора прошедших соревнований уделять особое внимание анализу
тактических ошибок как при лучших, так и при худших результатах на трассе;
7) перед тренировкой время от времени поручать отдельным спортсменам самостоятельно
составлять тактический план пути движения по карте с последующим практическим
осуществлением его и внесением исправлений по ходу прохождения дистанции;
8) на тренировочных трассах применять тактические схемы пути движения
и их модификации при той или иной ситуации, заранее разученные на теоретических
занятиях;
9) на тренировочных занятиях добиваться от спортсменов осуществления выбора
пути движения с учетом: а) детального анализа всех находящихся на пути
прохождения трассы ориентиров, а также характера местоположения КП; б)
систематизации данных о конкретной ситуации и общей их оценки во взаимосвязи;
в) предопределения заранее характера местности; г) предвидения результатов
своих действий на различных отрезках дистанции (от ориентира к ориентиру,
от КП к КП, в целом на дистанции), по времени исполнения, степени утомления,
безошибочности, надежности, страховке.
Для преодоления трудностей, связанных с запоминанием и воспроизведением
отдельных элементов ситуации на дистанции, необходимо:
1) установить границы "непосредственного" запоминания для всей
группы спортсменов, предложив им воспроизвести на карте весь путь своего
движения, расположения КП спустя 2-3 дня после соревнований. Затем проследить
время, затраченное на воспроизведение данного материала, и отметить явные
отклонения от реального пути движения каждого спортсмена;
2) установить причины успешного и неуспешного процесса запомина ния; выяснить,
какими средствами запоминания пользуются спортсмены и какими средствами
им необходимо пользоваться при запоминании отдельных ситуаций на карте.
Это устанавливается путем бесед, опроса и анкетирования.
3) проводить беседы со спортсменами о значении сосредоточения внимания
на определенной ситуации, возникающей при прохождении трассы. Тренер должен
проанализировать значение сосредоточения внимания и на первостепенных
элементах конкретной ситуации, и на объединении их с последующими элементами
другой конкретной ситуации на этапе трассы;
4) проводить беседы со спортсменами о значении правильного восприятия
карты и местности, о роли словесного рассуждения и наглядного логического
понимания подлежащих запоминанию объектов действий;
5) на тренировочных занятиях добиваться от спортсменов осуществления процесса
запоминания по системе детального анализа ситуаций с применением методов
словесного рассуждения, умственного отображения, повторения отдельных
наиболее важных элементов ситуации (в то же время необходимо учитывать,
что лучшее запоминание элементов трассы во время прохождения дистанции
происходит в процессе предварительного составления подробного плана тактических
действий на этапах трассы);
6) на тренировочных занятиях применять трудные и сложные карты различных
трасс местности, сопоставляя точность выполняемой работы с временем, на
нее затраченным (сложные карты чередовать с более легкими и уже освоенными,
чтобы избежать излишнего переутомления спортсмена); при этом следует учесть,
что усложнение задачи влияет в первую очередь не на количество, а на качество
выполняемой работы - правильность нанесения объектов.
Для преодоления трудностей, связанных с необходимостью выполнения работы
при постепенно нарастающем физическом утомлении, следует:
1) разъяснять спортсменам значение способности переносить большие нагрузки
и преодолевать утомление. Понимая смысл и значение борьбы с утомлением
в условиях ориентирования, спортсмен сможет мобилизовать свою волю и достигнуть
желаемой цели;
2) планировать тактические варианты прохождения трассы перед стартом и
на дистанции, основанные на информации о дистанции, анализе предполагаемых
ситуаций, на своей физической подготовке; ставить промежуточные задачи
поэтапно;
З) предвидеть трудности, которые могут возникнуть на дистанции, практические
приемы для их преодоления;
4) использовать регулирующую роль слова. Это означает, что во время прохождения
дистанции ориентировщик должен постоянно регулировать характер своих движений,
В одном случае слово выполняет роль сдерживающего, тормозящего фактора,
в другом - усиливающего процесс возбуждения.
В процессе тренировок тренер должен проводить занятия на различной местности,
давать различные специфические задания применительно к ее условиям.
|