СИСТЕМНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ
С.А.Казанцев


Одним из важных методологическихских принципов, на основе которого может быть сделан анализ деятельности, является системный подход.
Системное описание — это форма представления информации о системной организации сложного объкта, в которой отражаются состав, структуры, функции и другие системные характеристики.
Функционально-психологический анализ спортивной деятельности позволяет обосновать качества, необходимые спортсмену в связи с функциями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, а также установить наиболее эффективные средства спортивной подготовки. Системное описание деятельности в спортивном ориентировании обусловливает решение многих практических задач, связанных со спортивным отбором, психодиагностикой способностей, тестированием готовности спортсмена к соревнованиям, а также психокоррекцией психических состояний в условиях соревнований.
В качестве примеров системного подхода к описанию деятельности рассмотрим некоторые вопросы спортивного ориентирования.

ИСТОРИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Спортивное ориентирование как вид спорта появилось на рубеже девянадцатого и двадцатого столетий в Северных странах и в настоящее время получило широкое распространение во всем мире. Предпосылки появления зтого вида спорта по времени и по месту имеют системный характер. Они могут быть разделены на технические и социальные. Технические предпосылки — это с одной стороны, появление точных крупномасштабных карт, которые позволяют проводить соревнования в умении ориентироваться на местности, а с другой - возможность "интеллектуализировать" соревнования в беге на местности за счет "обмена" между физическими и умственными качествами. Социальные предпосылки могут быть разделены на две группы: удовлетворение потребности людей в двигательной активности (при этом монотонный бег "трусцой" заменяется "эмоциональным" бегом на местности с картой и компасом), вторая - это доступность для всех категорий людей в любом возрасте, позволяющая реализовать возможности для здорового образа жизни. Эта система взаимообусловленных предпосылок объясняет закономерность появления спортивного ориентирования.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

Основой соревновательной деятельности в спортивном ориентировании является бег по пересеченной местности, эффективность которого определяется, в конечном счете, знергозатратами организма.
Бег на незнакомой местности обусловлен наличием информации, получаемой из карты данной местности. С помощью карты спортсмен планирует путь, выбирая оптимальный вариант, определяет свое местонахождение, сличая местность с картой. Перемещение в пространстве связано с необходимостью определять расстояние и направление движения и сохранять направление с большой точностью. Время в соревнованиях является конечной оценкой результата. С другой стороны — это один из основных стрессогенных факторов, создающих тот эмоциональный фон, на котором принимаются решения и протекают соревнования.
Интегральный (системный) характер соревновательной деятельности в спортивном ориентировании подчёркивается тем обстоятельством, что все блоки системного описания взаимосвязаны и подчинены одной цели — успешности прохождения дистанции. В данном случае в качестве системного базиса применён пентабазис: субстрат-энергия-время-пространство-информация.





МНОГОЛЕТНЯЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА-ОРИЕНТИРОВЩИКА

Спортивная деятельность — это длительный процесс, который имеет начало и конец. В функционировании спортивной деятельности присутствуют периоды развития (обучение, тренировка) и профессиональной деятельности.
Системное описание многолетней спортивной деятельности можно представить в виде нижеприведенной таблицы, дающей представление об этапах многолетней спортивной деятельности и содержании задач, решаемых на каждом из этапов.
Системное описание многолетней спортивной подготовки подчёркивает приемственность спортивной деятельности при переходе от этапа к этапу. В то же время, каждый из этапов может рассматриваться как самостоятельный вид деятельности, имеющий свои задачи и своё содержание.

Наименование этапа
Содержание деятельности
Задачи этапа
Факторы, влияющие на успешность
Начало спортивной деятельности  Выявление предпосылок для занятий спортивным ориентированием  Формирование устойчивого интереса для занятий ориентированием Наличие «кода восприятия» спортивного ориентирования  
Развитие спортивных качеств  Воспитание, обучение, тренировка  Формирование знаний, умений и навыков. Функциональная подготовка  Наличие способностей к обучению и к спортивной деятельности
 Профессиональная спортивная деятельность  Соревнования. Подготовка к соревнованиям  Поддержание уровня спортивной готовности Наличие индивидуальных особенностей, определяющих статус
Завершение спортивной деятельности  Послеспортивная физиологическая и социально-психологическая реабилитация  Выход из активной спортивной деятельности  «Запасной выход»

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПА «НАЧАЛО СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Устойчивый интерес к занятиям спортом у детей в значительной мере определяется правильностью выбора спортивной специализации, что, в свою очередь, зависит от соответствия индивидуальных особенностей специфике вида спорта. Выбрать для каждого подростка подходящий для него вид спорта — задача спортивной ориентации. Отобрать наиболее способных для конкретного вида спорта — задача спортивного отбора.
Обе эти задачи методологически решаются одинаково, а именно: структурно-функциональное описание спортивной деятельности должно быть сопоставлено с индивидуально-психологическим описанием человека.
Содержание спортивной деятельности для начинающих раскрывается не сразу. Вначале они видят только внешнюю сторону, как бы фасад, за которым скрывается внутреннее содержание. Эта внешняя сторона деятельности формирует некоторый «информационный код». Можно предположить, что каждый человек обладает «кодом восприятия», реагирующим на тот или иной «информационный код». При этом у человека возникают эмоции, которые пробуждают активность. Такая точка зрения близка сторонникам экологической теории восприятия.
В связи с описанием соревновательной деятельности, приведённым выше, спортивное ориентирование предполагает наличие у занимающихся таких качеств как, двигательная активность, умственная активность, социально-экологическая активность и творческая активность. Эти качества должны присутствовать в совокупном (системном) виде. При отсутствии одного из этих видов активности занятия ориентированием будут затруднительными.
Практический интерес представляет диагностика «кода восприятия», которая позволяет выявить у детей присутствие в системном виде указанных видов активности. Такая диагностика может быть проведена с помощью опросника, содержащего некоторое количество утверждений, связанных со школьной тематикой. Эти утверждения составлены с таким расчётом, чтобы выявить четыре группы факторов проявления активности.
Однако, диагностика на основе этих факторов позволяет выявить только предпосылки для занятий ориентированием, но не гарантирует устойчивых мотиваций для этого вида деятельности.
Формирование устойчивого интереса к занятиям спортивным ориентированием составляет основую задачу начального этапа спортивной подготовки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПА: «РАЗВИТИЕ СПОРТИВНЫХ КАЧЕСТВ»

Спортивная подготовка — это многоплановая деятельность, направленная не только на подготовку высококвалифицированного спортсмена, но и на воспитание гармонической личности.
Спортивная подготовка в системном виде включает в себя: обучение, тренировку, нравственное воспитание и индивидуальное развитие.
Все эти блоки, будучи подчинены одной цели, взаимосвязаны, но в то же время каждый из них можно рассматривать как самостоятельный вид деятельности.


Нравственное воспитание средствами спортивного ориентирования

Процесс нравственного воспитания в системном виде включает в себя: трудовое воспитание (трудолюбие), физическое воспитание (жизнестойкость), социально-экологическое воспитание (адаптивность к окружающей среде), творческое воспитание (картина мира).
Сопоставляя систему нравственного воспитания с системным описанием спортивного ориентирования, можно сделать вывод, что этот вид спорта может служить средством для формирования качеств, составляющих основу нравственного воспитания личности.

Системное описание процесса обучения в спортивном ориентировании

Обучение — это системный процесс, обусловленный, с одной стороны, психологическими характеристиками обучающихся, а с другой — методами и средствами обучения.
Эффективность обучения зависит от способностей к обучению, от индивидуальных когнитивных (познавательных) особенностей обучающихся, а также от системы знаний, умений и навыков (ЗУН), необходимых в данном виде деятельности и эффективности методик и способов их освоения.
Итак, системное описание процесса обучения включает в себя следующие компоненты: система ЗУН—методы обучения—общие способности к обучению—когнитивные особенности.
Способности к обучению определяются психологическими предпосылками, связанными с конкретным видом деятельности. Чтобы обосновать структуру способностей нужно знать функциональный характер деятельности.
В спортивном ориентировании функционирование обеспечивается такими психологическими процессами как мышление, воображение, представления, память и особенно внимание. Главная методологическая задача обучения состоит в том, чтобы актуализировать и активизировать эти процессы.
Однако, в способах восприятия окружающего мира у разных людей имеются индивидуальные различия. Познание одного и того же материала в процессе обучения может осуществляться различными способами.
Когнитивные стили — это гипотетические конструкты для обозначения преимущественно используемых человеком способов восприятия, мышления и действия. В связи с задачами ориентирования представляет практический интерес изучение таких когнитивных стилей как «полезависимость-поленезависимость», характеризующих особенности восприятия информации на карте, «импульсивность-рефлексивность», характеризующих тип реагирования и принятия решений.

Информационные аспекты процесса обучения

Материал, который должен быть усвоен в процессе обучения представлен системой знаний, умений и навыков (ЗУН), составляющих техническую и тактическую основу спортивного ориентирования. Процесс усвоения нормативных знаний называется рутенизацией. Для систематизации материала, составляющего основу ЗУН, удобно использовать системный базис соревновательной деятельности в спортивном ориентировании, рассмотренный ранее. В этом базисе выделены блоки: двигательно-функциональный, информационный, пространственный и временной.
Соответственно, в первом блоке могут быть представлены ЗУН по основам физиологии и техники бега на местности (лыжной технике). В информационном блоке содержатся сведения о правилах соревнований, спортивных картах, технических приёмах ориентирования. В пространственном блоке систематизированы ЗУН о местности (формах рельефа, различных ландшафтах), о масштабах карты, способах измерения расстояний и направлений. Временной блок содержит ЗУН о временных нормативах выполнения отдельных действий, определяющих конечный результат.
Нормативные действия, освоенные в процессе рутенизации, в соревновательной деятельности рационализируются в соответствии с индивидуальным стилем деятельности, который во многом определяется основными свойствами нервной системы.
Методологическая функция процесса обучения заключается в организации эффективного обучения. Процесс обучения во многом зависит от творческой активности тренера. Методологическая система обучения предусматривает следующие функции: планирования (обоснование последовательности и сроков освоения материала), управления (конкретность поставленных задач), исполнения (контроль за правильностью исполнения).
Интеграция информации в процессе обучения происходит ступенчато от одного уровня освоения к другому. Одна из методических разработок ИОФ так и называется «Ориентирование шаг за шагом».

Системное описание процесса тренировки ориентировщиков

Тренировка — это процесс целенаправленного формирования качеств спортсмена, обусловливающих эффективность и результативность соревновательной деятельности.
Подготовка спортсмена-ориентировщика включает физическую подготовку, техническую подготовку и психологическую подготовку. Целеобразующим фактором подготовки спортсмена является готовность к соревнованиям.
Системным базисом для каждого из этих видов подготовки может служить триада: цель, средства, результат.

Целенаправленная физическая подготовка

Физические качества спортсмена-ориентировщика определяются уровнем развития двигательно-функциональной системы (ДФС).
Целенаправленное развитие ДФС заключается в постепенной адаптации организма к условиям соревновательной деятельности. Можно говорить об энергетической адаптации, пространственной и временной. В данном случае речь идёт о том, что тренировочные нагрузки и средства тренировки должны быть адекватны соревновательным нагрузкам, как по энергозатратам, так и по пространственно-временным параметрам. В противном случае спортсмен испытывает перегрузки, которые приводят к истощению адаптационных резервов.
Особенностью подготовки спортсменов-ориентировщиков является то, что в системе подготовки должна присутствовать информационная составляющая, а именно: ЛЮБАЯ физическая работа должна проводиться на фоне умственной деятельности. При этом включённость внимания по времени должна соответствовать длительности соревнований.
Подготовка спортсмена носит циклический характер, связанный с тем что ДФС адаптируются к нагрузкам постепенно, каждый раз выходя на некоторый уровень освоения. Новый цикл подготовки рассматривает предыдущий уровень освоения как базовый и функциональные системы в результате тренировки переходят на более высокий уровень адаптации.
Средства для развития ДФС также должны быть адекватны условиям, в которых проходят соревнования. В ориентировании наиболее подходящими средствами тренировки являются тренировки на местности. Дело в том, что нервно-мышечная организация суставно-связочного аппарата определяется психофизическими особенностями организма, но в определённых пределах она может быть адаптирована к условиям специфической работы путём подбора адекватных упражнений.
Говоря о тренировочных средствах, можно их разделить на специальные и общие. Специальные средства адекватны условиям соревновательной деятельности и направлены на развитие специализированных систем организма. Общие средства служат для общей физической подготовки, а также для психологической разгрузки в период напряженной тренировочной деятельности.

Целенаправленная техническая подготовка

Освоение навыков ориентирования на местности происходит в процессе обучения. Однако, качество выполнения тех или иных технических приёмов существенно изменяется в соревновательной обстановке. Одно дело, когда решения принимаются на уровне знаний, умений и навыков, а другое — когда решения нужно принимать в экстремальных условиях при дефиците времени и информации. Следущий уровень обработки информации — это уровень, когда решения принимаются в результате анализа информации, т.е. уровень мышления. Однако, человек способен в единицу времени обработать определённое количество единиц информации. Ясно, что с увеличением скорости бега количество единиц информации, приходящееся на определенное расстояние, будет уменьшаться. Спортсмен должен бежать, испытывая дефицит информации, что связано с определённым риском, либо уменьшать скорость бега для обращения к карте. Задача спортсмена состоит в том, чтобы научиться «сжимать» или кодировать информацию, что связано с системным восприятием карты. Система кодирования для каждого спортсмена индивидуальна. Она вырабатывается в результате длительных тренировок и является очень тонкой субстанцией, связанной с психическим состоянием, самочувствием, скоростью бега.
Задачей технической подготовки для спортсменов высокого класса является отработка технических приёмов ориентирования на соревновательной и выше соревновательной скоростях. Для тренировки можно создавать условия, когда соревнования проходят при дефиците информации: соревнования по памяти, использование рельефных карт, карт, на которых устранена часть информации и т.п.
Основная направленность такого типа тренировок — принятие правильных решений при недостатке информации. Развитие догадки, интуиции.

Целенаправленная психологическая подготовка

В большинстве видов спорта задачу психологической подготовки спортсмена видят в том, чтобы настроить его на борьбу, создать боевое настроение, сконцентрировать внимание и волю на победу.
Все эти качества нужны и ориентировщикам, и формирование их входит в систему психологической подготовки.
Однако, поведение спортсмена на дистанции, ошибки совершаемые им в процессе соревнований, заставляют задуматься о причинах неадекватных ситуации решений, порождающих ошибки. Анализ ошибок, обычно, приводит к таким выводам: «поторопился», «не заметил», «провал в сознании». Это по сути дела — следствия неблагоприятных психологических состояний. Поскольку эти состояния связаны с трудом, их называют отрицательными праксическими состояниями. К ним относятся: психическое утомление, монотония, психическая напряженность, тревожность, эмоциональный стресс, отсутствие мотивации.
Большое внимание в психологической подготовке спортсмена уделяют развитию психических процессов, таких как мышление, память, перцепция. Все эти процессы объединяет внимание. Ориентировщик на дистанции должен постоянно контролировать свои действия. Малейшее отключение внимания ведёт к потере ориентировки, принятию ошибочного решения и ухудшению результата.
Внимание можно разделить на внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на внешние объекты и связано с перцепцией (ощущение, восприятие, представление). Внутреннее внимание направлено во внутрь себя. Оно связано с мышлением, самочувствием, самоконтролем. В свою очередь, как внешнее так и внутреннее внимание может быть широким и узким.
Широкое внимание позволяет контролировать сразу несколько объектов на фоне в совокупном (системном) виде. Например, видеть на карте не один объект, а сочетание нескольких ориентиров. Что касается внутреннего внимания, то здесь на полюсах, одной стороны гибкость ума, широта мышления, а с другой — консервативность мышления, упрямство. Важной характеристикой внимания является его помехозащищённость. Человек концентрирует внимание на каком-либо предмете непроизвольно или произвольно. Произвольное внимание требует волевых усилий. Есть люди, эмоционально возбудимые, которые быстро и легко реагируют на эмоциональную обстановку. Для них длительный контроль внимания требует больших волевых усилий и больших энергозатрат. Люди эмоционально устойчивые могут легко сосредотачиваться на какой-либо работе без больших затрат энергии.
Важной характеристикой внимания является также его переключаемость.
С помощью специально подобранных психологических тестов можно количественно оценить характеристики внимания и построить профиль внимания.
Для каждого вида деятельности можно построить модельный профиль внимания, соответствующий наиболее эффективной деятельности. Сравнивая профиль внимания конкретного спортсмена с эталоном, можно выявить те качества внимания, которые не позволяют спортсмену работать более эффективно.
Цель психологической подготовки на этапе «развитие» как раз и состоит в том, чтобы с помощью специальных упражнений скорректировать профиль внимания. Если, например, имеются значительные отклонения с эталоном по характеристикам внешнего внимания, то необходимо включить в подготовку спортсмена упражнения с картой, выполняемые как в классе, так и на бегу. Нужно развивать зрительную память, умение выделять существенную (ключевую) информацию из фона, уметь представлять местность по образу карты. Чтобы улучшить характеристики внутреннего внимания, нужно подобрать упражнения на развитие мышления. Большинство людей могут совершать мыслительные операции только сидя в спокойной обстановке. При необходимости решать задачи на бегу, они не могут сосредоточиться и вынуждены останавливаться. Основным средством для улучшения внутреннего внимания является решение всевозможных задач (в том числе и школьных) на бегу. Неплохим дополнением к беговой тренировке может быть заучивание стихотворений или иностранных фраз. Корректировка качеств внимания, связанных с эмоциональной устойчивостью, требует специальных упражнений по саморегуляции. Освоение этих упражнений связано с большими волевыми усилиями и требует регулярности и много времени. К числу таких упражнений относится, например, психофизическая тренировка. Однако, остаётся ещё неясным вопрос о том, насколько релаксация или самопогружение могут помочь ориентировщику во время бега. Достоверно то, что саморегуляция позволяет эффективней осваивать новые знания в процессе обучения.
Таким образом, целенаправленная психологическая тренировка на этапе «развитие» связана с формированием индивидуального стиля деятельности с учётом индивидуальных особенностей спортсмена. Коллективное обучение приёмам ориентирования без учёта индивидуальных качеств спортсмена может оказаться малоэффективным.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Следует оговориться, что имеется в виду не профессия, а функционирование хорошо обученного спортсмена в том виде спорта, где у него есть достаточно сильные мотивации и очевидные способности.
Основным целеобразующим фактором спортсмена-профессионала является его статус, т.е. то место в табеле о рангах, которое он занимает в данный момент. Борьба за статус предполагает наличие конкуренции.
Основной задачей спортсмена является поддержание спортивной формы в течение всего соревновательного периода и формирование состояния готовности к конкретным соревнованиям.
Состояние готовности — это системная оценка спортсмена, характеризующая момент совпадения готовности физической, технической, психологической.
Для подведения спортсмена к состоянию готовности существует система индивидуального планирования. Для составления индивидуального тренировочного плана тренер должен знать индивидуальные особенности спортсмена: функциональные и психологические. Те и другие связаны между собой. Они взаимозависимы и взаимообусловлены. Необходима система оперативного контроля вегетативных систем организма и психических состояний. Известны такие методики как: КГР (кожно-гальваническая реакция), КЧМ (критическая частота мельканий), психодвигательные методики, позволяющие выявить состояние возбуждения или торможения нервных процессов. Наблюдая за состоянием спортсмена в периоды максимальной готовности или спада, можно в дальнейшем планировать результат спортсмена по данным оперативного обследования.
В процессе спортивной деятельности у спортсмена возникают отрицательные праксические состояния: психическое утомление, монотония, психическое напряжение, эмоциональный стресс, отсутствие мотивации. Они являются причиной снижения результативности спортсмена, а в ориентировании — это основная причина всех ошибок на дистанции.
Задачей тренера и самого спортсмена является прогноз и предотвращение неблагоприятных (трудных) состояний у спортсмена.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПА «ЗАВЕРШЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В спортивной литературе не уделяют внимания этапу завершения спортивной деятельности. Считается, что после того, как спортсмен завершает свою спортивную карьеру, особых причин для того, чтобы уделять ему внимания, не существует. Однако, пренебрежение «выходом из спорта» может иметь самые тяжелые, а подчас и трагические последствия. Один из примеров своеобразной «ломки» организма после резкого окончания занятиями спортом описан в автобиографической повести Юрия Власова «Справедливость силы». В повести речь идёт о неправильной физиологической реабилитации организма.
Примеры отсутствия социально-психологической реабилитации спортсменов довольно часто приводятся на страницах газет и журналов. В основном — это описания жизни талантливых спортсменов после завершения спортивной карьеры. Подчас они становятся бездарными администраторами, плохими детскими тренерами, а чаще просто не находят для себя подходящей деятельности.
Послеспортивная реабилитация — это системный процесс, связанный с постепенным выходом из профессиональной спортивной деятельности. С одной стороны — это послеспортивная физиологическая реабилитация, а с другой, социально-психологическая реабилитация.
В первом случае речь идёт о том, что организм спортсмена за годы спортивной деятельности адаптировался к большим нагрузкам. В результате тренировок произошли физические измения организма: увеличился объём сердца, обменные процессы стимулируются физическими нагрузками и т.д. При резком прекращении нагрузок происходит дезорганизация работы регуляторных систем организма, следовательно, нарушается работа всех функциональных систем. Последствия здесь не предсказуемы, и «болезнь» может продолжаться годами.
Суть социально-психологической реабилитации состоит в том, что за годы спортивной деятельности у людей складывается определённый образ жизни, связанный с режимом, социальным статусом и т.д. Прекращение спортивной деятельности изменяет привычный образ жизни. В новой деятельности статус уменьшается, и надо вновь за него бороться. При резком прекращении спортивной деятельности, социальная неустроенность вызывает психологический дискомфорт. Последствия этого могут быть самые разные. Они зависят от того, насколько человек понимает закономерность происходящих процессов.
Особенности спортивной деятельности в спортивном ориентировании заключаются в том, что этот вид спорта позволяет проводить после спортивную реабилитацию, не прекращая спортивной деятельности, а именно: параметры дистанций уменьшаются для ветеранских групп, статус в каждой группе сохраняется, и всегда есть стимул для спортивной борьбы.
Другая особенность спортивного ориентирования состоит в том, что, как это видно из описания спортивной деятельности, успешные спортсмены-ориентировщики обладают достаточно высокими жизненными кондициями: жизнестойкостью, способностью к быстрой социально-экологической адаптации, творческими способностями и интеллектом. Поэтому социально-психологическая реабилитация у ориентировщиков проходит безболезненно и не вызывает больших трудностей.

ВЫВОДЫ:

Мы рассмотрели ряд примеров применения системных описаний деятельности в спортивном ориентировании. Необходимость всестороннего (системного) рассмотрения отдельных сторон деятельности в спортивном ориентировании связана как с универсальностью метода системных описаний, так и с многофункциональностью спортивного ориентирования как вида деятельности.
Описание многолетней спортивной подготовки позволяет выделить этапы спортивной деятельности и определить задачи научно-исследовательской и практической работы на каждом из этих этапов. В частности, спортивные психологи, занимающиеся профессиональной диагностикой способностей, могут воспользоваться функционально-психологическим описанием спортивного ориентирования для описания структуры способностей спортсмена-ориентировщика. Для тех, кто интересуется проблемами обучения и когнитивными стилями деятельности, ориентировщики могут дать обширный материал.
Однако, тренеров и самих спортсменов прежде всего интересуют практические вопросы, связанные с эффективностью спортивной подготовки.
В основе спортивной подготовки спортсменов высокого класса лежит индивидуальный подход.
Функционально-психологическое описание деятельности позволяет установить основные функции деятельности. Но одни и те же функции в таком виде деятельности как спортивное ориентирование могут быть выполнены рваными способами. Выбор способа зависит от индивидуального стиля деятельности. Это многообразие способов достижения одной цели также носит системный характер и связано с функционально-психологическим описанием человека.
Итак, практическая деятельность психологов должна быть направлена на тестирование индивидуальных личностных особенностей спортсменов в связи с функциями деятельности и выдачу практических рекомендаций тренеру и спортсмену для формирования более эффективных способов деятельности.