Одна из проблем,
стоящих перед организаторами эстафеты, - предотвращение сотрудничества
спортсменов, которое бывает при общем старте. Чтобы предотвратить
сотрудничество спортсменов, уже около 20 лет широко используется метод
Фарста (от названия местности в Швеции, где он был впервые применен),
предложенный шведскими ориентировщиками.
При этом методе
дистанция планируется с несколькими разветвлениями (см. рис.). После
каждой развилки трасса должна сходиться на общем КП.
|
|
Команды
проходят дистанцию следующим образом (на примере двойных вилок):
Со старта одна половина участников направляется на КП-A1, а другая
на КП-А2. После КП-В спортсмены, которые бежали через КП-A1, делятся
на 2 группы. Первая следует на КП-C1, вторая на КП-С2, То же происходит
с участниками, прошедшими через КП-А2. После каждого общего КП деление
спортсменов на 2 группы повторяется. Все варианты путей можно представить
в виде таблицы.
Очевидно, что количество вариантов дистанции зависит от числа разветвлений:
одна развилка дает 2 варианта, 2 развилки 4 варианта, 3 развилки
8 вариантов и т. д. Не обязательно, чтобы каждая команда получила
уникальный вариант дистанции. Так, если в соревнованиях участвует
до 12 команд, достаточно 4 вариантов трасс, а при участии от 13
до 24 команд следует предусмотреть 8 вариантов. При этом придерживаются
принципа каждый вариант трассы должны проходить не более 3 команд.
Если на первом этапе командам выделяют произвольные варианты трассы,
то на втором для каждой команды предусматривают вполне определенный
вариант, а именно соседний путь в вилке. Например, команда, получившая
на первом этапе трассу № 12, на втором проходит трассу № 11. В итоге
после двух этапов все команды пройдут одни и те же отрезки дистанции,
но с разной последовательностью. Таким образом, этот пример применим
для двухэтапной эстафеты.
При трехэтапной эстафете последний этап надо планировать одинаковым
для всех команд (для соревнований невысокого ранга) или применять
тройные вилки.
Необходимо следить, чтобы команды одного коллектива не получили
одинаковые варианты дистанции. Ниже приводится пример распределения
трасс. |
|
Команда
|
1
этап
|
2
этап
|
3
этап
|
"Задвижка-1"
|
101
1
|
201
2
|
301
1
|
"Знамя
труда"
|
102
2
|
202
1
|
302
1
|
"Манометр"
|
103
3
|
203
4
|
303
1
|
"Наш
клуб"
|
104
4
|
204
3
|
304
1
|
"Прорезинка"
|
105
1
|
205
2
|
305
1
|
"Задвижка-2"
|
106
2
|
206
1
|
306
1
|
"Салют"
|
107
3
|
207
4
|
307
1
|
"Привет"
|
108
4
|
208
3
|
308
1
|
|
Карты участников
оформляются следующим образом:
1) разложить карты с дистанциями в несколько стопок (по числу вариантов).
Карты каждого варианта обозначить каким-нибудь шифром;
2) используя таблицу, надписать на картах номера участников;
3) рассортировать карты по этапам и разложить в пакеты. Пакеты надписать(например,
"М-21, 1 этап") и передать в секретариат.
Эту работу,
требующую высокой квалификации и большого внимания, выполняют самые
опытные начальники дистанции. Передоверять ее секретариату (в том
числе надписывание номеров) не рекомендуется.
Легенды КП даются целиком на все пункты или впечатываются в карты
(на крупных соревнованиях).
|