Анализ выступлений спортсменов в соревнованиях по ориентированию

/Б. И. Огородников, А. Н. Кирчо, Л. А. Крохин/


Если бы спортсмены-ориентировщики одинаковой квалификации испытывали свои силы не в умении быстро и точно отыскивать контрольные пункты, а в легкоатлетическом кроссе на той же по протяженности дистанции, то расхождения их результатов никогда не были бы столь разительными. Нельзя объяснить разброс результатов и длиной выбранного пути. Истинные пути движения отличаются не очень существенно. Главное, что определяет лидеров и аутсайдеров, - это количество и значимость ошибок.
Все ориентировщики допускают то или иное количество "промахов" на каждом соревновании, но мастера делают их меньше, чем разрядники. Большая часть ошибок зависит от неудачного выбора скорости бега, спешки в выполнении технических приемов, нечеткой фиксации пройденных ориентиров. По итогам наблюдений на 477 этапах А. Кивистик установил следующие основные ошибки, допущенные спортсменами в течение года.


Основные потери времени спортсменами в ходе соревнований

Причина потери времени
Количество, %
Время, мин.
Соотношение потерь, %
на этапе
на КП
Недостаточное чтение карты
35
1,6
50
50
Неправильное выполнение плана
27
2,4
61
39
Неправильное чтение карты
9
1,9
39
61
Влияние других участников
7
1,2
45
55
Неточность карты
7
3,0
55
45
Некорректный КП
3
4,0
-
100
Остальные причины
12
-
-
-

 


Чаще всего ошибаются либо в начале соревнования, как правило, из-за плохой сосредоточенности, либо в конце, из-за того, что темп бега настолько высок, что спортсмен уже не в состоянии думать. Другие причины заключаются в появлении бессознательного самодовольства, в недооценке задач и ослаблении сосредоточенности. Это бывает обычно после удачного прохождения нескольких участков трассы подряд. И, наконец, влияют соперники, особенно те, которые хотят "прицепиться". Здесь многое зависит от умения не обращать внимания на конкурентов.
Многие авторы пытаются систематизировать ошибки ориентировщиков.

Различаются ошибки:

а) новичков и мастеров;

б) большие и несущественные;

в) технические, тактические, психологические;

г) вызвавшие "цепную реакцию".

А. Кивистик предлагает следующую градацию причин ошибок.

Схема причин ошибок на дистанции:

Субъективные причины


1. Ошибки планирования:
а) отсутствие плана
б) плохой план:
-плохой вариант пути
-плохой способ ориентирования
2. Ошибки выполнения:
а) не выполнен технический прием
б) неточное выполнение приема
3. Остальные ошибки (усталость, влияние
других участников и т. д.)

Объективные причины

1. Картографические ошибки:
а) неточная карта,
б) плохая читаемость,
в) ошибки в оформлении
2. Ошибки на дистанции, неточный
или непригодный КП и т.д.
3. Остальные ошибки (брак средств
ориентирования и т. д.)

Определить, где совершена ошибка, нетрудно, но найти ее причину не всегда просто. Нередко в основе ошибки лежит не одно ошибочное решение, а несколько неверных оценок на разных фазах этапа. Причиной ошибки на КП может быть, например, то, что на предыдущем этапе или еще раньше спортсмен выбрал слишком сложный путь или высокую скорость бега.
Среди многих умений в спортивном ориентировании крайне важно умение сосредоточиться. Тот, кто владеет этим качеством, сможет в нужный момент лучше справиться с многочисленными задачами соревнований и выйти победителем. Если в легкой атлетике, лыжном спорте часто только сила воли определяет того, кто выиграет сегодня среди многочисленных, одинаково хорошо подготовленных спортсменов, то в ориентировании неизбежно возникает проблема и наивысшей собранности.
Различие между волей легкоатлетов, лыжников и волей ориентировщиков состоит еще и в том, что когда первые теряют надежду, настроение и желание "терпеть", то потеря во времени выражается всего в нескольких секундах или минутах. Когда же ориентировщик теряет волю, сосредоточенность, то растраты времени становятся огромными. Но при этом ориентировщик не знает, что "потеряли" его соперники, и, может быть, еще не все упущено, особенно в командной борьбе.
В ходе соревнований спортсмены непрерывно анализируют свои действия, пытаются разобраться в ошибках, вносят коррективы в дальнейшие планы прохождения дистанции. Как-то на крупных состязаниях ориентировщиков около лагеря ленинградских спортсменов появилась стенгазета, в которой была приведена такая шуточная анкета. На вопрос: "О чем ты думаешь после хорошо "взятого" КП?" - следовали ответы: "Что следующее КП нужно "взять" также хорошо"; "Какой я молодец"; "Ни о чем не думаю". На вопрос: "О чем ты думаешь после того, как промазал на КП?" - следовали такие ответы: "О том, что следующее КП нужно "взять" хорошо"; "Какой я глупец"; "Ни о чем не думаю".
Какого спортсмена взять за эталон? Свои микропобеды и микронеудачи каждый воспринимает по-своему. Однако ясно, что во время прохождения дистанции нельзя предаваться переживаниям, безудержно ругать себя или благодушествовать. Вряд ли принесут пользу обиды в адрес начальника дистанции после неудачно пройденного этапа. Эмоции поддаются воспитанию и тренировке, как и физическая или техническая подготовленность. Свои нервы и волю нужно учиться подчинять цели достижения наивысшего спортивного результата в любой ситуации.
Как бы великолепно ни были подготовлены спортсмены, каким бы опытом ни обладали, важность и "уникальность" события - старта в очередных соревнованиях - всегда накладывает отпечаток на их действия. Проблема первого КП остается всегда актуальной. Ориентировщик как бы рождается заново: перед ним новая местность, ему вручают новую карту, ему предстоит решить новые задачи на трассе, его окружают новые соперники, сотни новых любопытных глаз наблюдают за его действиями. Друзья, члены команды, тренер возлагают на него новые надежды. Да и ему самому хочется проявить по-новому свои качества и усилия, затраченные на тренировках. В такой обстановке каждый спортсмен стремится проявить себя достойно, но не у всякого это получается до конца. КП 1 - первый пробный камень.
Часто неудача на первом этапе вызывает растерянность, апатию. Не поняв причины ошибок, спортсмен не делает должных выводов, действует неосмотрительно.
Ошибки в середине дистанции часто происходят из-за желания наверстать упущенное на первых этапах. Именно так превышается "критическая скорость".
Превышение "критической скорости" может наблюдаться при переходе от одного участка трассы к другому, где требуется более четкое ориентирование. Распространенный случай подобных ошибок - сохранение высокой скорости на коротком азимутальном этапе после сравнительно легких длинных этапов с грубым ориентированием.
Чрезмерное взвинчивание скорости бега, которое может отразиться на качестве ориентирования и понимания местности, происходит иногда на, казалось бы, простых "беговых" трассах, когда от одного КП до другого идут дороги и тропинки.
Небрежное выполнение приемов ориентирования, в частности при уходе с кон трольных пунктов, - также одна из ошибок, которая время от времени наблюдается даже у очень опытных спортсменов.
Не исключены ошибки за счет генерализации и некоторых неточностей карты. И хотя их становится все меньше, спортсмены должны быть готовы домысливать то, чего не хватает на карте, или понимать, что появилось "лишнее". Это отнюдь не значит, что не следует доверять карте, идти слишком робко, но лишний контроль за своими действиями и уверенность в истинном местоположении всегда помогут быстрее выйти к КП.
Очная борьба с соперниками также часто кончается печально.
Ошибки последнего КП. Кажется, уже все ясно, финиш на виду. Последняя отметка, а знака контрольного пункта нет. Где же он находится? Здесь происходит потеря тех минут, которые наверстать уже невозможно. Часто последний КП спортсмены ищут даже при наличии маркировки, идущей от него до финиша.
Универсальных средств избежать ошибок нет. Только скрупулезное изучение их причин, работа над техникой ориентирования, воспитание психологической устойчивости могут привести к успеху.